Витраж как вид декоративно-прикладного искусства

 Витраж как вид декоративно-прикладного искусстваСлово «витраж» произошло от французского vitre (оконное стекло).

Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты. Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством в отличие от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно.

Рождение витража как такового можно датировать приблизительно VI — VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов витражей считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также, один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры.

Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. В изготовлении этих витражей использовалась техника закрашивания и тонального оттенения.

Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. В трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году были изложены особенности средневекового процесса изготовления витражей, во многом остающиеся неизменными и по сей день. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташом, флюсом и известью (естественно существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки.

Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета.

Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые — были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью несколько квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке. В начале второго тысячелетия нашей эры (Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать витражами. Вначале в таких витражах использовался геометрический или растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов, как и в так называемых «Аравийских окнах» (отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень), появившихся в Европе примерно во второй половине тринадцатого столетия. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых. На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой раствором (в том числе цементным).

В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат. К нам витражи пришли из Европы, и применение их у нас началось значительно позднее. Но, так же как и в Европе, их устанавливали в основном в церквях. Позднее их стали применять и для декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов. В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой. Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период привела к появлению различных технологий-заменителей.

Существуют следующие виды витражей:

1. Классический паянный витраж

2. Витражи Тиффани (В конце 19 века Луи Комфорт Тиффани)

3. Витражи в технике Фьюзинг

4. Пескоструйная обработка стекла

5. Роспись по стеклу

6. Моллирование стекла

7. Пленочный витраж

1.4 Техники витража

Существует несколько различных видов витражей. В основу их классификации входят не только и не столько способы их производства, сколько характерные особенности их внешнего вида или функционального назначения. При этом некоторые из них могут быть выполнены в одной и той же технике.

Классический паяный витраж — небольшие кусочки цветного стекла скрепляются свинцовой или латунной, медной, мельхиоровой протяжкой n-образного профиля, в результате чего оформляется изображение. Места крепления профиля спаиваются при помощи припоя. Витражи Тиффани — В конце 19 века Луи Комфорт Тиффани, один из представителей знаменитой в США семьи ювелиров, занялся производством витражей. В результате долгих экспериментов, он усовершенствовал принципы сборки витража, и с тех пор его технологией пользуются витражисты всего мира. Суть техники заключается в том, что каждый вырезанный кусочек стекла обтачивается по периметру торца и оборачивается тонкой медной лентой так, чтобы ширина ленты немного превышала ширину стекла и ее края можно было загнуть на плоскость стекла. Выложенные, согласно эскизу, стекла, обернутые фольгой, спаиваются оловом по местам загиба ленты, в результате чего получается прочный и легкий оловянный каркас. Готовый витраж покрывается патиной.

Витражи в технике Фьюзинг — спекание стекол в печи. Стекла накладываются друг на друга и запекаются. При температуре более 400 градусов стекло плавится, и, остывая, создают неповторимые узоры. Эта техника была известна давно, но только последние годы стеклоделы научились изготавливать стекла всевозможных оттенков, которые в процессе и после спекания не растрескиваются. При варке стекла для придания стеклу различных цветов используют окислы металлов. Поэтому разные стекла имеют разный химический состав и разный коэффициент термического расширения. Последние годы научились делать разные по цвету стекла, что дает возможность создавать живописные панно в технике Фьюзинг.

Пескоструйная обработка стекла — поверхность стекла при помощи песка под давлением выбивается и становится матовым. Витражи в технике пескоструйной обработки выполняют на бесцветном или слегка тонированном в массе стекле. Стекло может быть как прозрачным, так и слегка матированным. От того какой фракции песок используют зависит качество поверхности обработанного стекла, оно может быть как бархатистым, так и грубо шершавым. При помощи пескоструйной обработки можно делать довольно тонкие по графике работы, добиваясь рельефа за счет глубины выборки стекла.

Роспись по стеклу — краски для росписи витражей начали применять еще в ранней готике, когда черным или темно-коричневым цветом расписывались лица, руки, складки тканей. Эта технология достигает своего расцвета в период Ренессанса, когда витраж становится в прямом смысле картиной на стекле. Эта техника очень трудоемкая. После того, как мастер вырезает отдельный фрагмент витража, художник его расписывает, затем стекло отправляют в печь для обжига. Обжигают краски при температуре 450-480 градусов. Иногда производят повторную роспись, и повторный обжиг. На сегодняшний день роспись по-прежнему незаменима, особенно в интерьерах консервативного типа.

Моллирование стекла — стеклу придается различная форма, радиусная, волнообразная, сферическая. Для этого изготавливают специальные формы из керамики или нержавеющей стали, и путем нагрева в специальной печи стеклу придается заданная форма.

Пленочный витраж. Технология изготовления витражей с помощью пленки — одна из самых «молодых», она появилась в США в середине 70-х годов прошлого века. Суть технологии состоит в нанесении на стекло изображения, путем наклеивания специальной пленки, имитирующей цветное стекло, а на стыки пленки, с обеих сторон, наклеивается специальная свинцовая протяжка. Протяжка может иметь различную ширину и цвет. При создании витражей по данной технологии используются специальные пленки. Так же при изготовлении витража по пленочной технологии могут применяться стеклянные элементы (фацеты или бельвели), которые наклеиваются на стекло с помощью УФ клея и тоже обрамляются свинцовой протяжкой. Одно из основных требовании при изготовлений пленочного витража — это полное отсутствие какой либо пыли в цеху, что бы избежать попадания пыли между пленкой и поверхностью стекла. Пленочный витраж является имитацией витража, изготовленного по технологии тиффани.

как делать витраж видео

как делают витражи из стекла

что такое витражи фото